Международный центр практической психологии ИНТЕГРАЦИЯ
ВОПРОС-ОТВЕТ

Что делать, если ребенок стал воровать?

Детская шалость или глобальная проблема?

Специалисты утверждают: практически все дети когда–то взяли чужое. Но воровство ли это в классическом понимании слова? Если отталкиваться от его стандартной трактовки, то кража имеет преступный подтекст, а значит, административно, иногда даже – уголовно, наказуема. Как это соотнести с поведением маленьких детей, у которых неожиданно появляется новая игрушка?
Прежде чем начинать «профилактику правонарушений», осложненную длительными нравоучениями, повышением голоса и огромным списком запретов, важно выяснить причины детского воровства. Иногда они скрыты настолько глубоко, что постоянное акцентирование внимания на произошедшем и тотальный контроль могут привести к усугублению проблемы.

Дошкольники: чужое = свое

У детей дошкольного возраста мотивация кражи проста, и объясняется она тем, что малыш одинаково абстрактно воспринимает понятия «мое», «чужое». Он с легкостью может отдать свою машинку «одногруппнику» по детсаду, но так же просто возьмет его игрушку. Не ищите злого умысла в таком поведении. Как правило, дошкольники идут на воровство по нескольким причинам. В их числе:
• желание иметь «вот ту красивую куклу»,
• стремление подарить «братику паровозик – у него такого нет»,
• возможность привлечь к себе внимание,
• повод отомстить «девочке, что забрала у меня мандарин».
В первых двух ситуациях взрослым нужно задуматься, а достаточно ли они уделяют времени на общение с ребенком, разговаривают ли о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»? У детей до 3 лет еще не сформировано понимание отрицательной оценки некоторых поступков. Они искренне считают, что взять чужую вещь – это абсолютно нормально, а если это сделано для мамы или сестрички, то все вокруг должны быть счастливы.

Как отучить ребенка воровать?

Не пытайтесь решить проблему «одним махом» – не получится. Дескать, сегодня поговорю, расскажу, объясню, послезавтра проконтролирую, позже напомню. Такая схема для ребятишек часто оказывается абсолютно пустой: дошкольники познают мир в образах, картинках, играх. Так что сказки, мультфильмы, совместный досуг будут куда эффективнее, нежели единичные «структурированные» нравоучения. Чувствуете, что проблема более серьезная, чем кажется? Обратитесь за советом к психологу, попробуйте упражнение на воровство… действуйте!
Что касается привлечения внимания и желания отомстить, тут нужно «копать» глубже. Присваивая себе чужую вещь, дети меньше всего думают о последствиях: у них попросту не развито умение предвосхищать последствия собственных поступков. Они действуют «здесь и сейчас», слепо идя на поводу у своих эмоций. Такое поведение свойственно для детей 4–7 лет.

Младшие классы: формирование личности

Желание самоутвердиться начинает проявляться у детей с первых дней обучения в школе. В это время «активизируется» коллекционирование, и некоторые дети развивают свое увлечение за счет… чужих вещей. На первый взгляд, мелочь, однако во что перерастет «безобидное» увлечение, остается лишь предполагать. Верхушка айсберга порой скрывает серьезные проблемы, которые могут привести к осознанию безнаказанности, вседозволенности. Профессиональная коррекция поведения должна проводиться в тандеме с грамотным воздействием на «коллекционера» со стороны близких людей.
Увы, нередки и более проблемные ситуации, когда школьник ворует по причине банального недоедания. В группе риска – дети из неблагополучных семей, которые, с одной стороны, болезненно переживают происходящее дома, с другой – пытаются скрыть это. Так из портфелей и карманов второклассников начинают пропадать деньги, сладости, мелкие предметы. Причем воришка обнаруживается не сразу: он может долго оставаться вне подозрений и ничем не выдавать своих намерений. Но однажды его ловят «на горячем»… Кстати, именно по таким «симптомам» нередко выявляются неблагополучные семьи.

3 ошибки взрослых, или Чего делать нельзя?

1. Выносить обсуждение ситуации на классный час. Некоторые учителя так поступают в «профилактических целях». К сожалению, эффект от подобных мер бывает далеким от прогнозируемого. Виновник часто становится изгоем, к которому приклеивается ярлык вора. Это может привести к укоренению в сознании ребенка штампа «Я – вор», который будет толкать на новые кражи.
2. Акцентировать регулярно внимание на поступке ребенка. Как минимум, он замкнется в себе, начнет пропускать занятия во избежание конфликтных ситуаций. Но возможен и другой исход: школьник, желая защитить себя, объявит войну одноклассникам, учителям, близким.
3. Каждый день начинать с нравоучений, предупреждений, угроз. Важно знать, что большинство подобных ситуаций имеют благоприятный исход даже без «потока морали», а, скорее, именно без него. Наблюдать за поведением – да, вместе анализировать события уходящего дня – да, больше внимания уделять – да.

Подростки: воровство и ложь – в одном клубке

Все, что происходит с подростком, имеет мощную эмоциональную основу, часто гиперболизованную до ее верхнего предела. Юношеский максимализм, который объясняет многие поступки детей, заставляет их быть (нередко – просто казаться) умнее, красивее, остроумнее, смелее.
Вот несколько типичных ситуаций, которые должны стать поводом для беспокойства:
• Дома начали пропадать деньги (сначала мелкие суммы, потом – крупнее).
• Дочь приносит домой блузку и уверяет, что это ей «дала подруга поносить».
• У сына появляется новый гаджет, который якобы честно выигран в конкурсе.
• Родители узнают, что подросток замечен на краже мелких вещей в соседнем магазине.
Безусловно, каждый случай требует проверки. Не исключено, что пропажа денег – дело рук других членов семейства, одежда передана девочке с согласия подруги и ее родителей, а сын действительно стал победителем в конкурсе. Да и случай с магазином может оказаться неправдой.
Как выяснить правду, что делать, если ребенок ворует и врет? Для начала – поговорить с ним. Только делать это нужно аккуратно: дети быстро улавливают нотки недоверия, а это для некоторых из них приравнивается к предательству. Не можете найти нужных слов – посоветуйтесь с психологом.

Что стоит за воровством денег?

… В одной благополучной, на первый взгляд, семье пропала большая сумма денег, которая откладывалась на ремонт дома. Попытка списать это на «внешние причины» не закончилась ничем. Никаких следов незаконного проникновения в жилища не обнаружилось, да и деньги были надежно спрятаны. Одновременно с этим у одноклассника 12-летнего сына пострадавшей семьи появляется новый планшет, крупные купюры, которыми тот расплачивался в магазинчике возле школы. Подросток объяснял все подарками отца, приехавшего с длительной командировки.
Возможно, на этом бы все и остановилось, но однажды все «пазлы» сошлись. Шестиклассники начали замечать, что между двумя мальчишками, ранее враждовавших, воцарилась дружба. Но она была какая–то странная: один подросток вел себя на правах «хозяина», все пожелания которого исполнялись с рабской покорностью.
Ситуацией заинтересовался классный руководитель, который первым понял суть проблемы. Его опасения подтвердил и разговор с мальчиком из пострадавшей стороны. Тот начал вести себя довольно странно (с точки зрения психологии – вполне предсказуемо): не слыша в свой адрес обвинений, он стал оправдываться, плакать, убеждать, что «они просто дружат». Увы, самые негативные опасения подтвердились: подросток украденными деньгами…покупал дружбу. К счастью, родители обеих сторон готовы были к диалогу. С помощью психолога они выяснили, почему ребенок ворует деньги, и вместе решили проблему.
Причин у воровства – десятки. Чтобы разобраться в ситуации и «не навредить», нужны желание, терпение и грамотная сторонняя помощь. Многие родители даже не подозревают, что часто именно они виноваты в поведении их детей. Признать это непросто, но ведь на кону – будущее ребенка. Можно ли к этому относиться легкомысленно?..

Адрес и схема проезда

Наш адрес: Москва, м. Парк Культуры, Кропоткинская (10 минут пешком), ул. Сеченовский пер., д.8 (вывеска кафе "У Кэти"), кв. 20, этаж 3.
ТЕЛЕФОНЫ:+7 (985) 231-64-04, 8 926-067-99-77
ЕЖЕДНЕВНО БЕЗ ВЫХОДНЫХ с 10.00 до 22.00

» подробнее..

Творческая мастерская "Арт-ателье"

Приглашаем всех желающих в нашу творческую мастерскую по обучению прикладным искусствам студию "Арт-ателье". Мы научим вас техникам росписи по стеклу и тканям, вышивке крестом и бисером...

Записаться в группу или задать вопросы вы можете по телефонам:
+7(985)231-64-04,
8-926-067-99-77

» подробнее..

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Вы можете получить ответы на ваши вопросы по телефонам:
+7 (985)231-64-04, 8 (926)067-99-77
ЕЖЕДНЕВНО БЕЗ ВЫХОДНЫХ с 10.00 до 22.00

» подробнее..

Студия "Ракурс"

Студия по живописи и рисунку объявляет набор в группу по обучению академическому рисунку, основам цветоведения, техникам масла, акрила, темперы, акварели, гуаши, туши. Мы научим вас хорошо рисовать, разбираться в живописи.
Занятия проводятся по средам с 19.00 до 22.00 и по субботам с 12.00-до 15.00
Стоимость одного занятия-1600руб., абонемента на 4 занятия-4100руб.

Записаться в группу или задать вопросы вы можете по телефонам:
+7 (985) 231-64-04;
8-926-067-99-77

» подробнее..

ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ

На занятиях по лепке из глины вы сами выбираете, что вам интереснее. Вы можете просто прийти полепить что вам захочется одна(один) с подругой или с друзьями и необычно провести свободное время, отметить какое-то событие(день рождения, день всех влюбленных). Или заказать у нас курс по керамике, где Вы сможете освоить все способы лепки.
Продолжительность занятия 2 часа.
Запись ведется по телефонам: +7 (985) 231-64-04, 8-926-067-99-77

» подробнее..


» подробнее..

Сновидение, которое не истолковано, подобно письму, которое не распечатано.

Дорогие друзья!
Всех, кто заинтересован в том, чтобы проникнуть в значение своих снов, приглашаем в
МАСТЕРСКУЮ ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ

Количество человек в группе от 5 до15
Цена 1200 рублей, продолжительность сеанса 3 часа
Запись по телефону : 8-916-955-87-20

» подробнее..